Boeing B-17 E/F Flying Fortress
Everett Cassagneres, AP 77

Перевод А. Плахова и В. Моисеева

К началу

Конструкция В-17

Фюзеляж:
Традиционный цельнометаллический полумонокок в основном круглого сечения, состоящий из четырех основных сборных секций, соединенных болтами. Основные секции выполнены из девяти сборных подсекций, склепаных вместе с силовыми элементами. Ряд вертикальных шпангоутов и перегородок с продольными стрингерами и работающей обшивкой обеспечивали исключительно жесткую конструкцию.

Кpыло:
18 подсекций формировали крайне эффективную несущую поверхность с низким соотношением вес/прочность. Главные лонжероны ферменного типа усилены листовым металлом и накладными балками. Проемы между лонжеронами закрыты гофрированными дюралевыми листами, а работающая обшивка приклепана к гофру и нервюрам ферменного типа. В целом конструкция обеспечивала кpылу исключительную способность выдерживать боевые повреждения без потери конструкционной целостности. Элероны имели металлический каркас с полотняной обшивкой, а щелевые закрылки были цельнометаллическими.

Хвостовое оперение:
Цельнометаллические штампованные нервюры с отбортовкой и стрингеры обшивались проклепанными дюралевыми листами. Управляющие плоскости имели металлический каркас с полотняным покрытием.

Шасси:
Одноцилиндровый масляный амортизатор занимал заднюю часть силовой стойки шасси, а колесная группа убиралась электроприводом вперед и вверх внутрь мотогондол. Колеса частично оставались в потоке. Хвостовое колесо с масляной амортизацией убиралось электроприводом полностью.

Вариации на тему

XB-38 - B-17E (41-2401) с двигателями жидкостного охлаждения типа Allison V-1710-89; серийно не выпускался.

YB-40 - переделка B-17F-BO в сильноворуженный эскортный самолет: две дополнительные турели в передней подфюзеляжной и верхней фюзеляжной позициях, спаренные бортовые стрелковые установки, увеличенный за счет бомбовой нагрузки боекомплект. Имел ограниченное боевое применение. Поскольку был медленнее стандартного B-17, вынуждал соединение снижать скорость. Из-за этого проект был отвергнут.

BQ-7 - переделанные потрепанные B-17E и F, лишенные вооpужения и всего оборудования, без которого можно было обойтись. Загруженные взрывчаткой, эти машины направлялись на цель по радио. Было выполнено несколько ударов, однако проблемы с управлением вызывали тревогу и проект, названный Castor, был закрыт.

C-108 - B-17E-BO (41-2593 и -2595), B-17F-VE (42-6036) и B-17F-BO (42-30190) были переделаны для оценки применения в роли VIP-транспорта (пассажирской машины для особо важных персон), транспортного самолета и танкера. Генерал Дуглас МакАртур использовал VIP-транспорт, сохранивший носовые и хвостовые пулеметы.

F-9 - переделанные и изначально выпущенные в таком варианте B-17F для выполнения задач дальней разведки. В вариантах F-9, F-9A и F-9C была возможна установка следующих фотокамер: 152 мм Tri-Metrogon, 305 мм вертикальной, 610 мм щелевой вертикальной и 152 мм перспективной.

Камуфляж и маркировка

При выпуске B-17E/F, занявшем только год, и боевом применении, ограниченном частями USAAC и RAF, использовались лишь две базовых схемы одна на ранних машинах, другая на поздних. Базовая схема окраски в поставочном виде была следующей: тускло-оливковая (оттенок 41) (olive drab 41) на всех верхних и нейтральный серый (оттенок 43) (neutral grey 43) на всех нижних поверхностях с переходной размытой 100 мм полосой. Июнь 1943 ознаменовался добавлением средне-зеленой (оттенок 42) (medium green 42) краски, предназначенной для нанесения пятен на передних и задних кромках всех несущих поверхностей (не более 20% их площади), но не наносимой на фюзеляж. Впрочем, некоторые группы на Европейском ТВД наносили medium green на фюзеляж в виде нерегулярных полос, оканчивающихся на нижней поверхности перехода или в корнях кpыла.

Hациональная маркировка состояла из кокард по бортам фюзеляжа посредине между задней кромкой кpыла и передней кромкой стабилизатора. Крыльевые опознавательные знаки размещались на левом крыле сверху и на правом снизу. При производстве использовались три отдельных стиля кокард: синее поле с белой звездой, синее поле с белой звездой и горизонтальной полосой с красной окантовкой и синее поле с белой звездой и горизонтальной полосой с синей окантовкой.

Hомера радиокода наносились желтыми литерами размером 200*300 мм и более. Многие группы на Европейском ТВД использовали британский способ нанесения литерных кодов, состоящих из двух литер или одной литеры и одной цифры для обозначения подразделения, а еще одна литера идентифицировала конкретный самолет. Такие коды наносились желтой или белой краской, высотой 1-1,5 м. Отдельные самолеты в районах боевых действий часто расписывались названиями и картинками, отличавшимися широким многообразием стилей; причем некоторые были настолько похабными, что следовали приказы закрасить их. Стили Petty и Vargas были наиболее популярными, за ними следовали антинацистские и патриотические темы, а также персонажи мультфильмов. Hекоторые наиболее известные самолеты: Southern Comfort, Bat Outa Hell, Quitchurbitchin, Lady Halitosis, Wabbit Twacks, Impatient Virgin, King Malfunction, Berlin Sleeper и Сhugalug Lady.

Крепости RAF использовались главным образом CC RAF и несли камуфляж по схеме Temperate Sea из темногрифельно-серой/очень темной сине-серой (dark slate grey/extra dark sea grey) окраски на всех поверхностях в плане при белой окраске нижних плоскостей и бортов фюзеляжа. Hациональная маркировка следовала обычной британской практике того периода.

Части RAF с В-17Е&F (FORTRESS II & IIa)

Все они, за исключением 223 дивизиона (воевавшего на Средиземноморье), действовали с Британских островов.

Серийные номера B-17E & F

B-17E-BO (собраны на Boeing)

Войсковые номера

Серийные номера Boeing

41-2393 - 41-2669 2204-2480
41-9011 - 41-9245 2493-2717

B-17F-BO (собраны на Boeing)

Типы и блоки

Войсковые номера

Серийные номера Boeing

B-17F-1-BO 41-24340 - 41-24389 3025-3074
B-17F-5-BO 41-24390 - 41-24439 3075-3124
B-17F-10-BO 41-24440 - 41-24489 3125-3174
B-17F-15-BO 41-24490 - 41-24503 3175-3188
B-17F-20-BO 41-24504 - 41-24539 3189-3224
B-17F-25-BO 41-24540 - 41-24584 3225-3269
B-17F-27-BO 41-24585 - 41-24639 3270-3324
B-17F-30-BO 42-5050 - 42-5078 3589-3617
B-17F-35-BO 42-5079 - 42-5159 3618-3688
B-17F-40-BO 42-5160 - 42-5249 3689-3788
B-17F-45-BO 42-5250 - 42-5349 3789-3888
B-17F-50-BO 42-5350 - 42-5484 3890-4023
В-17F-55-BO 42-29467 - 42-29531 4581-4645
B-17F-60-BO 42-29532 - 42-29631 4646-4745
B-17F-65-BO 42-29632 - 42-29731 4746-4845
B-17F-70-BO 42-29732 - 42-29831 4846-4945
B-17F-75-BO 42-29832 - 42-29931 4946-5045
B-17F-80-BO 42-29932 - 42-30031 5046-5145
B-17F-85-BO 42-30032 - 42-30131 5146-5245
B-17F-90-BO 42-30132 - 42-30231 5246-5345
B-17F-95-BO 42-30232 - 42-30331 5346-5445
B-17F-100-BO 42-30332 - 42-30431 5446-5545
B-17F-105-BO 42-30432 - 42-30531 5546-5645
B-17F-110-BO 42-30532 - 42-30616 5646-5730
B-17F-115-BO 42-30617 - 42-30731 5731-5845
B-17F-120-BO 42-30732 - 42-30831 5846-5945
B-17F-125-BO 42-30832 - 42-30931 5946-6045
B-17F-130-BO 42-30932 - 42-31031 6046-6145

B-17F-DL (Douglas) и B-17F-VE (Vega)

Типы и блоки

Войсковые номера

Типы и блоки

Войсковые номера

B-17F-1-DL 42-2964 - 42-2966 B-17F-1-VE 42-5705 - 42-5709
B-17F-5-DL 42-2967 - 42-2978 B-17F-5-VE 42-5710 - 42-5724
B-17F-10-DL 42-2979 - 42-3003 B-17F-10-VE 42-5725 - 42-5744
B-17F-15-DL 42-3004 - 42-3038 B-17F-15-VE 42-5745 - 42-5764
B-17F-20-DL 42-3039 - 42-3079 B-17F-20-VE 42-5765 - 42-5804
B-17F-25-DL 42-3074 - 42-3148 B-17F-25-VE 42-5805 - 42-5854
B-17F-30-DL 42-3149 - 42-3188 B-17F-30-VE 42-5855 - 42-5904
B-17F-35-DL 42-3189 - 42-3228 B-17F-35-VE 42-5905 - 42-5954
B-17F-40-DL 42-3229 - 42-3283 B-17F-40-VE 42-5955 - 42-6029
B-17F-45-DL 42-3284 - 42-3338 B-17F-45-VE 42-6030 - 42-6104
B-17F-50-DL 42-3339 - 42-3393 B-17F-50-VE 42-6105 - 42-6204
B-17F-55-DL 42-3394 - 42-3422  
B-17F-60-DL 42-3423 - 42-3448  
B-17F-65-DL 42-3449 - 42-3482  
B-17F-70-DL 42-3483 - 42-3503  
B-17F-75-DL 42-3504 - 42-3562  
B-17F-80-DL 42-37714 - 42-37715  
B-17F-85-DL 42-37717 - 42-37720  

Таблица спецификации

в скобках данные B-17E, отличающиеся от модели F

Размеры и спецификация


Части USAAC с В-17

Группа

Эскадpильи

ТВД

1 SAG 2, 3, 4 SAS США
2 BG 20, 49, 96, 429 ВS Средиземноморье
5 BG 23, 31, 72, 394 ВS Тихий
5 RG 21, 22, 23, 24 RS Средиземноморье
6 BG 3, 25, 74, 395, 397 BS США
7 BG 9, 11, 22, 88 BS Тихий/Инд-Кит-Бирма
9 BG (SA) 1, 5, 99, 430 BS США
9 RG состав эскадpилий неизвестен США
11 BG 26, 42, 98, 431 BS Тихий
11 PG 1, 3, 19 PS Тихий
19 BG 14, 28, 30, 40, 93 BS Тихий
29 BG 6, 29, 52 BS США
34 BG 4, 7, 18, 391 BS США
39 BG 6, 61, 62 BS США
40 BG 29, 44, 45, 74 BS США
43 BG 63, 64, 65, 403 BS Тихий
68 RG 16, 111, 122, 125, 127, 154 RS Средиземноморье
88 BG 316, 317, 318, 399 BS США
91 BG 322 (OR), 323 (LG), 324 (DF), 401 (LL) BS
A в треугольнике
Европа
92 BG 325 (JW), 326 (NV), 327 (PY), 407 (UX) BS
B в треугольнике
Европа
94 BG 331 (GL), 332 (QE), 333 (TS), 410 (XM) BS
A в квадрате
Европа
95 BG 334 (BG), 335 (ET), 336 (OE), 412 (QW) BS
B в квадрате
Европа
96 BG 337 (AW), 338 (BX), 339 (MZ), 413 (QJ) BS
C в квадрате
Европа
97 BG 340, 341, 342, 414 BS Европа/Средизем.
99 BG 346, 347, 348, 416 BS Европа/Средизем.
100 BG 349, 350, 351, 418 BS Европа/Средизем.
301 BG 32, 352, 353, 354, 419 BS Европа/Средизем
303 BG 358 (VK), 359 (BN), 360 (GN), 427 (PU) BS
C в треугольнике
Европа
304 BG 361, 362, 363, 421 BS США
305 BG 364 (JJ), 365 (KY), 366 (WF), 422 (XK) BS
G в треугольнике
Европа
306 BG 367 (BO), 368 (GY), 369 (RD), 423 (WW) BS
H в треугольнике
Европа
307 BG 370, 371, 372, 424 BS Европа
331 BG 461, 462, 463, 464 BS США
333 BG 466, 467, 468, 469 BS США
346 BG 502, 503, 504, 505 BS США
351 BG 408 (DS), 409 (RQ), 410 (TU), 411 (YB) BS
J в треугольнике
Европа
379 BG 524 (FO), 525 (FR), 526 (LP), 527 (WA) BS
K в треугольнике
Европа
381 BG 532 (VE), 533 (VP), 534 (GD), 535 (MS) BS
L в треугольнике
Европа
383 BG 540, 541, 542, 543 BS США
384 BG 544 (BK), 545 (JD), 546 (SO), 547 (SU) BS
P в треугольнике
Европа
385 BG 548, 549, 550, 551 BS Европа
388 BG 560, 561, 562, 563 BS
H в квадрате
Европа
390 BG 568 (BI), 569 (CC), 570 (DI), 571 (FC) BS
J в квадрате
Европа
393 BG 580, 581, 582, 583 BS США
395 BG 588, 589, 590, 591 BS США
396 BG 592, 593, 594, 595 BS США
398 BG 600 (K8), 601 (N7), 602 (N8), 603 (30) BS
W в треугольнике
Европа
401 BG 612 (IN), 613 (IW), 614 (IY), 615 (SC) BS
S в треугольнике
Европа
444 BG 676, 677, 678, 679 BS США
447 BG 708, 709, 710, 711 BS
K в квадрате
Европа
452 BG 728, 729, 730, 731 BS
L в квадрате
Европа
457 BG 748, 749, 750, 751 BS
U
в треугольнике
Европа
463 BG 772, 773, 774, 775 BS Средиземноморье
469 BG 796, 797, 798, 799 BS США
482 BG 812, 813, 814 BS Европа
483 BG 815, 816, 817, 818 BS Средиземноморье
486 BG 832 (H8), 833 (2S), 834 (3R), 835 (4N) BS
W в квадрате
Европа
487 BG 836 (RS), 837 (3C), 838 (3G), 839 (4F) BS
P в квадрате
Европа
488 BG 840, 841, 842, 843 BS Европа
493 BG 860, 861, 862, 863 BS Европа
504 BG 393, 398, 421, 507 BS США
505 BG 482, 483, 484, 485 BS США

Примечание: в таблице даны литерные коды BS, применявшиеся на Европейском ТВД, и приведены опознавательные знаки BG, наносившиеся на кили самолетов в Европе.

Hosted by uCoz